Притчи

Когда после многих лет, проведенных в Шаолиньской обители, Бодхидхарма решил покинуть Поднебесную, он перед уходом собрал вокруг лучших учеников, дабы выяснить: что же они поняли, учась у него?

Первый ученик сказал:

— Истина находится вне «да» и «нет»; утверждение или отрицание — лишь путь для истины. Учитель кивнул и ответил:

— У тебя моя кожа. Второй ученик сказал:

— Истина подобна взгляду подвижника Ананды на Землю Будды — он увидел ее однажды и навеки. Учитель кивнул и ответил:

— У тебя моя плоть. Третий ученик сказал:

— Истина лежит вне вещей и реальности, ибо они лишь затемняют ее. Лишь дух есть подлинная истина и реальность.

Учитель кивнул и ответил:

— У тебя мои кости.

И наконец последний ученик поклонился Бодхидхарме, улыбнулся и промолчал.

Учитель улыбнулся в ответ и и сказал:

— У тебя моя суть.

…И до темноты преподобный Бань опять не произнес ни единого слова.

А Змееныш думал, что сегодня он узнал про учение Чань больше, чем за всю свою жизнь. Лазутчик никогда не отличался религиозным подвижничеством: с людьми Дао он был даосом, с людьми Будды говорил о прозрении, кланялся и слушал высокомудрые рассуждения последователей Кун-цзы, с крестьянами и простолюдинами возносил мольбы Старцу Шоусину или персиковой метелкой гонял духа морового поветрия — но это была просто смена окраски, как у древесной пучеглазой ящерки.

Истина в молчании, потому что слова…

Всего лишь слова.

Костыли духа."

отрывок из книги "Миссия очищает диск"

Разум

Однажды вечером люди увидели, как Рабия почему-то выскочила на улицу из своей хижины. Они собрались вокруг неё — бедная старая женщина — они спросили:

— Что случилось? Что ты ищешь?

Не поднимая головы, она сказала:

— Я потеряла иголку.

Все бросились искать её. Вскоре кто-то додумался спросить:

— Рабия, улица большая, ночь спустилась, скоро станет совсем темно, иголка такая маленькая. Ты можешь точно указать, где она упала?

Рабия сказала:

— Иголка упала в доме.

— Ты, должно быть, сошла с ума? Если игла упала в доме, что ты делаешь здесь?

— Потому что здесь светлее, а в доме совсем темно.

— Даже если свет здесь, как ты найдёшь иглу, если ты не теряла её здесь? Правильнее будет принести свет в дом, и там ты сможешь найти иголку!

Рабия засмеялась и сказала:

— Вы так внимательны к мелочам. Когда же вы станете пользоваться вашим разумом в вашей личной жизни? Я вижу, все ваши устремления направлены вовне, я знаю это точно, теперь я убедилась на опыте, что то, к чему вы стремитесь, потеряно внутри. Воспользуйтесь вашим разумом! Почему вы стремитесь к счастью во внешнем мире? Вы потеряли его там?

Они стояли ошарашенные, а Рабия скрылась в своём доме.

Свисток

Был праздник, и хасиды собрались, чтобы помолиться и причаститься — получить сатсанг — со своим мастером.

Один человек пришёл с умственно отсталым ребёнком. Он немного беспокоился из-за этого ребенка: как бы мальчик что-нибудь ни выкинул. И он присматривал за ним.

Когда молитвы были произнесены, мальчик сказал отцу:

— У меня есть свисток. Можно мне поиграть на нем?

Отец сказал:

— Ни в коем случае! Где твой свисток? — Он боялся, что мальчик не послушается его запрета.

Мальчик показал отцу, в каком кармане свисток, и отец присматривал за этим карманом. Но когда начались танцы, отец забыл обо всём и стал танцевать.

Когда все стали молиться Богу и танцевать, мальчик не мог больше сдерживаться. Он достал свисток и изо всех сил дунул в него. Все были в шоке! Но Баал Шем подошёл к мальчику, обнял его и сказал:

— Наши молитвы услышаны. Без этого свистка всё было бы тщетно, потому что это была единственная случившаяся здесь спонтанная вещь. Всё остальное было ритуалом.

Сеть уже не нужна

Однажды в стране, где жил Мулла Насреддин, произошёл такой случай. Король там разыскивал мудреца. Прежний его мудрец скончался со словами: «Когда ты будешь подбирать мне замену, найди человека, самого скромного во всём королевстве, потому что эго — противоестественно мудрости. Скромность — это и есть мудрость, поэтому разыщи самого скромного человека».

По всему королевству были разосланы тайные агенты, чтобы выявить самого скромного человека в королевстве. В конце концов, они добрались и до деревни, где жил Насреддин. Он уже слышал новость о том, что скончался старый мудрец, и он крепко задумался, что же может послужить решающим фактором в выборе нового мудреца. Он много читал, и он знал древнее предание о том, что скромнейший человек и есть самый мудрый. Поэтому он вполне логично пришёл к заключению, что старец, должно быть, велел разыскать самого скромного человека.

И тут нагрянули сыщики короля. Мулла Насреддин был человеком очень богатым, но, когда они увидели его, самого богатого человека в этом городке, он нёс рыболовные сети, возвращаясь с реки. А в этой деревне рыбная ловля считалась самым скромным и непрестижным занятием. Поэтому они решили: «Похоже, этот человек весьма скромен». И они задали Насреддину вопрос:

— Скажи, а почему ты таскаешь с собой сети? Ты ведь человек богатый, с какой стати тебе заниматься рыбной ловлей?

— Я разбогател как раз благодаря рыбной ловле, — объяснил им Насреддин. — Я начал мою жизнь рыбаком. На этом я и разбогател, но для того, чтобы как-то отблагодарить свою прежнюю профессию за то, что она столько мне дала, я всегда ношу эту сеть на своем плече.

Вот уж воистину скромный человек! Обычно, если бедный человек богатеет, он старается дочиста стереть своё прошлое, чтобы никто даже и не знал, что он когда-то был бедняком. Он отбрасывает всё, что напоминает о его прежней нужде. Он отказывается видеть своих родственников, он не хочет, чтобы ему хоть чем-то напоминали о прошлом. Он создает себе новое прошлое, чтобы все были уверены, что он родился аристократом. Но этот человек остался по-прежнему скромен. Поэтому посланные сообщили королю, что Мулла Насреддин оказался скромнейшим человеком из всех, которых они когда-либо видели. Так он был назначен мудрецом.

В день своего назначения он выбросил свою сеть. Люди, которые его рекомендовали, поразились:

— Насреддин, а где же твоя сеть?

— Когда рыба поймана, — ответил им он, — сеть выбрасывается.


Смех настолько преобразующая сила, что часто ничего больше не нужно! Если вы сменили свое отчаяние на празднование, то вы сможете превратить свою смерть в возрождение.

Я слышал о трех китайских мистиках. Их имена неизвестны. Они известны как «Три Смеющихся Святых», потому что они никогда ничего не делали — они просто смеялись. Они ходили из одного места в другое, останавливались на рыночной площади и смеялись приятным утробным смехом. Эти три человека были прекрасны, они смеялись, а их животы колыхались. Это было так заразительно, что весь рынок начинал смеяться. Веселье распространялось молниеносно, и через несколько секунд — открыт новый мир! До их прихода на рынке были только печальные, раздраженные люди, завистливые, жадные люди, уставшие, спорящие и торгующиеся. И вдруг все преображалось! Люди начинали смеяться с ними.

И многие начинали понимать — они могут измениться, и могут сделать это сами.

Смеющиеся святые странствовали по всему Китаю, из одной деревни в другую, просто помогая людям смеяться. Но вдруг, в одной деревне, один из трех умер. Жители деревни сказали:

— Уж теперь-то они не смогут смеяться. Их друг умер, они должны оплакивать его.

Но эти двое танцевали, смеялись и праздновали смерть.

Жители сказали:

— Ну, это уж слишком! Это ни на что не похоже. Когда умирает человек, это просто издевательство — смеяться и танцевать.

Но двое смеющихся сказали:

— Вы что, не понимаете, что случилось? Мы всегда загадывали, кто же из нас умрет первым. Этот человек победил, мы проиграли. Всю нашу жизнь мы смеялись вместе с ним. Мы не можем проводить его в последний путь по-иному! Как еще мы можем проститься с ним? Мы смеемся, мы радуемся, мы празднуем. Это единственно возможный способ прощания с человеком, который всю жизнь смеялся. И если мы не будем смеяться, он сам посмеется над нами и подумает: «Вот дураки! Они вновь попали в ловушку!» Мы не видим, что он умер. Как может смех умереть, как может жизнь умереть?

Но тело нужно было сжечь, и жители сказали:

— Вы должны обмыть его, как предусмотрено ритуалом.

Но те двое сказали, что их друг просил не придерживаться ритуала, не мыть его и не менять одежду, а просто, как есть, положить на погребальный помост. Так что они должны выполнить его пожелания.

И тут случилось нечто неожиданное. Когда тело положили на огонь, и люди стали грустить, этот старик сыграл свою последнюю шутку. Он спрятал много разных огненных хлопушек и фейерверков под одеждой. Они начали взрываться, лопаться и искриться! Это было очень ярко и красочно! И его два сумасшедших друга стали танцевать, а с ними танцевала и вся деревня, смеясь сквозь слезы.

Если вы можете свою печаль превратить в празднование, то вскоре вы будете в состоянии превратить вашу смерть в возрождение.

Так что учитесь этому искусству, пока у вас еще есть время.

Сомнения

Однажды Кожа Насыр пришёл к своему соседу-мулле очень растерянный и сказал:

— Я в большой растерянности!....

Мулла спросил его:

— А в чём твоя проблема?

— Сегодня утром я увидел мышь, сидящую на Коране, на священном Коране! Поэтому я взволнован: если Коран не может защитить себя от обычной мыши, как он может защитить меня? Вся моя вера поколеблена, всё моё существо несчастно: теперь я не могу больше верить в Коран. Ведь все логично? Что мне делать?

— Ну что же, раз логично, теперь начинай верить в мышь, так как ты собственными глазами видел, что мышь сильнее, чем священный Коран. 

Вскоре Кожа снова был в беде, так как увидел, что кошка прыгнула на мышь. Но к этому времени он уже никого ни о чем не спрашивал: теперь он знал что делать, и он начал поклоняться кошке. Затем он снова оказался в беде: собака гоняла кошку, и он начал поклоняться собаке. Но однажды всё снова перевернулось: его жена побила собаку. Тогда он пришел снова к мулле. Он сказал:

— Ну это уже слишком! Я могу поклоняться мыши, кошке, собаке, но не своей собственной жене.

Но его мудрый сосед сказал ему:

— Кожа, ты — разумный человек. Ты не можешь идти вспять, ты должен принять и это.

— Тогда я сделаю одну вещь. Я сделаю её портрет, чтобы никто не знал, пойду в свою комнату, запрусь изнутри и буду ей поклоняться, но, пожалуйста, не говори ей.

Итак, он начал поклоняться своей жене втайне. Всё шло хорошо, но однажды его жена побежала к мулле и сказала:

— Что-то не то творится уже много дней. Мы думали, что он немного свихнулся, так как он поклонялся мыши, потом кошке, потом собаке, а затем он несколько дней делал что-то втайне в своей комнате. Он запирался и никого не впускал, но сегодня, просто из любопытства, я заглянула в замочную скважину. Это уже слишком, чтобы такое вынести!

— И что же он делал?

— Приходите и посмотрите.

Встревоженный мулла пришёл, и тоже заглянул в замочную скважину. Насреддин стоял голый, перед зеркалом, и поклонялся самому себе. Мулла постучал в дверь. Кожа вышел и сказал:

— Это — логическое завершение. Сегодня утром я рассердился и побил свою жену, а потом подумал: "Я сильнее её". Так что теперь я поклоняюсь себе.

 

Использование материалов сайта допускается только со ссылкой на сайт.

Хостинг от uCoz