Восприятие гармонии и принцип «Золотое сечение» Вероника Патрина

1Гармония - это вечный и один из базисных принципов вселенной. Почти все древние мыслители главной своей задачей ставили поиск объективной гармонии, которую можно пощупать, измерить, понять. В 580-500 гг. до нашей эры Пифагор дал определение понятия гармонии как симметрию и отношения целого и его частей . Уже с точки зрения дохристианской, античной космологии, мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармоничного соотношения и соответствия целого и его частей, каждой части относительно других частей в целом. Такое же представление о гармонии содержится почти в каждом Святом Писании, где всеобщие законы космоса через образ и метафору распространены и на сознание и на мир самого человека. Микрокосм человека и макрокосмосы это тоже единый организм, существующий по принципу «золотого сечения» или принципу «матрешки» - одно в другом, одно относительно другого, одно из всего через все во все.

Правило Золотого Сечения впервые сформулировано Евклидом. Вкратце оно определяется так: отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей. Таким образом Платон достигает «наиболее совершенное единое целое".

2Если разделить отрезок прямой на две неравные части, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), получим результат, который называют ЗС (section aurea). Это иррациональное число равняется 1.618 или 0.618, и принято обозначать греческой буквой Ф (пи). Части же целого отрезка (а+в), взятого за 1, выражают в относительных величинах: а=0.62..., в=0.38 или в процентах 62% и 38%.Эти числа и получили название "золотых".

3"Золотое" число тесно связано с живой природой. Дело в том, что оно присутствует в телах, имеющих пять осей симметрии, т.е. "пентасистемах". В неживой природе, в кристаллографии наблюдаются различные кристаллы с любым числом осей симметрии , кроме пяти. Живая материя вся построена по принципу пентасистемы. Наша планета - также пентасистема.

В правильном пятиугольнике диагонали делятся в золотой пропорции по два раза, всего пять. Образующаяся при этом пентаграмма в древние времена (у пифагорейцев) была символом жизни и здоровья, в средние века - магическим знаком против Дьявола. Сейчас это всем известная пятиконечная звезда. Пятиконечная звезда во время революционной истории 1017 века в России имела символический смысл очищения от «дьявольского» сознания. Точно также как «свастика» фашистов, которые уничтожая подобное себе сознание, уничтожили и сами себя.

В структурной организации Золотое Сечение признано универсальным законом живых систем, начиная с камней и кончая человеком и его мышлением. Важно отметить два вида проявлений Золотого Сечения в живой природе: иррациональные отношения по Пифагору - 1.62 и целочисленные, дискретные - по Фибоначчи.

Знаменитый математик ХШ века Фибоначчи, решая задачу увеличения численности кроликов при их размножении, открыл замечательный ряд чисел, названный его именем: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55 и т.д.

В этой последовательности чисел каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух ему предшествующих. Высшие члены этого ряда становятся все более близкими друг к другу, а их отношения стремятся к дроби 1.62. Например, 5/3=1.66... 8/5=1.6; 13/8=1.62 и т.д.

Числовой ряд Фибоначчи и "золотое сечение" это явления одного порядка. Каждое описывает один математическим, другой геометрическим языком космический порядок. Позже было установлено, что указанный числовой ряд Фибоначи характеризует структурную организацию многих живых систем. Например, раковина или винтовое листорасположение на ветке составляет дробь (число оборотов на стебле/число листьев в цикле, напр. 2/5; 3/8; 5/13). Хорошо известна "золотая" пропорция пятилепестковых цветков яблони, груши и многих других растений. Носители генетического кода - молекулы ДНК и РНК - имеют структуру двойной спирали; ее размеры почти полностью соответствуют числам ряда Фибоначчи. На расстоянии в 100000 световых лет даже спирали галактик сформированы по этому принципу, что и раковина. Словно это торговая марка дизайнера наших галактик, отпечаток совершенного Творца.

Числа Золотого Сечения действительно замечательные. Везде, где человек ощущает гармонию- в звуках, в цвете, в размерах, - всюду присутствует "Золотое число". Огромна его роль в архитектуре и живописи. Еще пифагорейцы заметили, что музыкальный звукоряд построен по закону частот, равных "золотому числу".

4Учение пифагорейцев о гармонических соотношениях нашло широкое применение в античной архитектуре и скульптуре. Так, знаменитый Парфенон в Афинах имеет основные размеры, отвечающие золотой пропорции. Известна и золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в соотношении золотого сечения (рис. 3).

Открыв Абсолютный принцип гармонии в человеческом теле, античная культура продлила его не только на скульптуру, а на почти все продукты деятельности человека вообще: используя симметрию, гармонию, ритмику, метрон (а это значит мера) в архитектуре и музыке, литературе и науке (геометрия, математика, астрономия), философии и искусстве танца ( в лучших представителях того времени).

Принципу Золотого Сечения подчинены расположение и периоды обращения планет Солнечной системы, на нем построен звукоряд, система химических элементов и вообще все, что связано с природными системами, подчинено этой закономерности.


 

Использование материалов сайта допускается только со ссылкой на сайт.

Хостинг от uCoz